В журнале «ТехНАДЗОР» №9 (сентябрь 2014) опубликована статья «Пожаробезопасные кабели для цепей управления и контроля»

С целью присоединения измерительных преобразователей и исполнительных механизмов к программно-техническим средствам АСУТП по технологии MAXI-TERMI-POINT® ОАО «ВНИИКП» разработало серию кабелей для цепей управления и контроля парной скрутки в соответствии с техническими требованиями ФГУП «ВНИИА» и ОАО «НИАЭП».

Указанные кабели разработаны взамен кабелей общепромышленного применения JEY(St)Y, которые не соответствуют требованиям технического регламента от 2 июля 2008 года No 123-ФЗ, ГОСТ 31565-2012 и СТО 1.1.101-0802-2013 и поэтому не могут применяться в системах АСУТП атомных станций.

Кабели новой серии предназначены для передачи сигналов с рабочим напряжением до 250 В переменного тока частотой 50 Гц или напряжением до 350 В постоянного тока до 300 мА для групповой прокладки внутри основных технологических сооружений АЭС, для эксплуатации вне герметичной оболочки атомных станций, класса 2, 3 и 4 по классификации НП-001-97.

Данные кабели имеют одно- или многопроволочные изолированные медные или медные луженые жилы общим сечением 0,5 мм2, скрученные в пары, которые скручены в элементарные четырехпарные пучки, в свою очередь скрученные в сердечник кабеля. Поверх сердечника наложена поясная изоляция, экран в виде обмотки из алюмополимерной ленты или в виде оплетки из медных луженых проволок и оболочка. Изоляция жил и оболочка кабелей изготовлены из полимерных композиций, не содержащих галогенов. Поверх токопроводящей жилы кабелей с индексом нг-FRHF наложен термический барьер. Количество пар в кабеле – 1, 2, 4, 8, 12, 16, 20, 32 и 40.

С целью идентификации элементов в конструкции разработанных кабелей применяется основная и дополнительная расцветка изоляции каждой жилы каждого элементарного пучка и расцветка скрепляющих элементов каждого элементарного пучка, что су-86 щественно облегчает процесс монтажа кабелей.

Серия кабелей, разработанных ОАО «ВНИИКП» в соответствии с техническими требованиями ФГУП «ВНИИА» и ОАО «Атомэнергопроект», сохраняет работоспособность при воздействии землетрясения интенсивностью 9 баллов по MSK при размещении над нулевой отметкой до 60 м в соответствии с ГОСТ 30546.1, и имеет срок службы 40 лет.

Кабели с многопроволочными жилами стойки к десяти монтажным изгибам на угол ±90° вокруг пары цилиндров диаметром, равным пятикратному максимальному наружному диаметру кабеля.

Серийное производство кабелей разработанной серии освоено в АО «Завод «Энергокабель». В соответствии с заключением ФГУП «ВНИИА» кабели с индексом нг(А)-HF и мнг(А)-HF позволяют производить монтаж по технологии MAXI-TERMI-POINT®, что подтверждено испытаниями и опытом практического монтажа на Кольской АЭС и Нововоронежской АЭС-2.

 

Марки, нормативная документация и класс пожарной опасности кабелей по ГОСТ 31565-2012

Марка кабелей Нормативная документация Класс пожарной опасности кабелей Допустимый радиус изгиба кабелей
JE-Y(St)Y DIN VDE 0815 01.8.2.5.4 7,5×Dк
КУППнг(А)-FRHF
КУППлнг(А)-FRHF
ТУ 3561-442-00217053-2012 П1б.4.1.2.1 10×Dк
КУППмнг(А)-HF
КУППмнг(А)-FRHF
ТУ 3561-441-00217053-2012 П1б.8.1.2.1
П1б.4.1.2.1
5×Dк

Примечание: Dк – максимальный диаметр кабеля

 

Основная расцветка изоляции жил кабелей в каждом элементарном пучке

Условный номер пары в элементарном пучке или сердечнике Обозначение и расцветка жил в паре
жила «а» жила «б»
1 голубой   красный  
2 серый   желтый  
3 зеленый   коричневый  
4 белый   фиолетовый  

 

Основные электрические параметры кабелей, разработанных ОАО «ВНИИКП» в соответствии с техническими требованиями ФГУП «ВНИИА» и ОАО «НИАЭП»:

  • электрическое сопротивление жил – не более 36 Ом/км;
  • электрическое сопротивление изоляции жил – не менее 100 МОм/км;
  • испытательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 минуты:
    • между жилами – 1000 В;
    • между жилами и экраном – 2000 В;
    • рабочая емкость – не более 120 нФ/км;
    • коэффициент затухания на частоте 0,8 кГц – не более 1,1 дБ/км;
    • переходное затухание на ближнем конце на частоте 0,8 кГц – не менее 70 дБ/км.